Прошло более 10 лет моего увлечения лошадьми и сейчас меня сильно начал удивлять тот факт, что профессиональный всадник, берейтор и тренер могут быть совершенно разными людьми. То есть, если человек умеет правильно сидеть и управлять выезженной лошадью, это вовсе не означает, что он может тренировать молодую лошадь, решать проблемы дурноезжих лошадей и успешно учить других людей верховой езде. Например, работа берейтора, вырванная из контекста, со стороны для многих «компетентных» конников, которые пару раз поездили в прокате, выглядит как «фу-фу-фу, где ноги, где руки?», так как иногда берейтор, «объясняя» лошади, что от неё требуется, может намеренно прибегать к утрированным действиям. Что касается обучения людей, то большинство отличных всадников и берейторов совершенно не могут донести до ученика, что и как ему делать и как прочувствовать и отличать, сидя верхом, разницу межу правильными и неправильными действиями. Случается такое, что человек в силу разных причин, не добился больших успехов в спорте или вообще никогда не стремился в спорт, но обладает способностью и опытом очень чётко и доходчиво объяснять, что делает его прекрасным учителем.
Тренер всадников должен обладать коммуникабельностью, железными нервами и отличным воображением, чтобы находить способы донести до людей с совершенно разным типом мышления свои требования. Недостаточно просто крутить лошадь на корде и монотонно, как зуммер покрикивать: «Сядь в седло! Пятку вниз! Ногу от колена назад! Успокой руки!». Такой подход к обучению приведёт только к тому, что новичок будет приспосабливаться сидеть конкретно под эти требования.
Яркие примеры: всадник изо всех сил пытается зафиксировать свои руки в одной точке, в ответ его корпус начинает отчаянно волнообразно колбасить; или когда всадник изо всех сил тянет пятки вниз, происходит перерастяжение икроножной мышцы, в результате чего нога уезжает на плечи лошади. Если лошадь энергична, а у новичка ещё и с общей физподготовкой дела обстоят не слишком успешно, то можно сорвать голос, призывая его не болтаться в седле, но ситуацию к лучшему это не изменит. Другой пример, когда ученик не может справиться с лошадью, а тренер уже исчерпал все свои преподавательские ресурсы, он сам садится верхом и оставшееся время занятия лихо гарцует перед растерянным новичком с призывом: «Смотри как надо!». Вся беда в том, что смотреть-то он смотрит, но вот понимания в голове от этого у него не прибавляется. Мало кто уделяет внимание именно теории и биомеханике движения лошади и соответствующих движений всадника, а также тому, какие упражнения нужно делать всаднику дома, чтобы подготовиться к занятиям, ведь верховая езда требует от нас работы тех мышц, которыми в повседневной жизни мы пользуемся не так активно. Да и многие ученики спешат, хотят скорее «поскакать» по полям, и долгие нудные занятия на шагу с упражнениями на растяжку, которые довольно неприятны и болезненны для начинающих, вызывают раздражение и желание сменить тренера.
Помимо человеческого фактора огромное значение играет, конечно же, сама лошадь. Удобная на всех аллюрах, хорошо выезженная лошадь, которая будет терпеть все выходки новичка – на вес золота. В основном в прокатах, которых сейчас пруд пруди, лошади совершенно не пригодны для грамотного обучения. Они «научены» тяжёлой жизнью: обладают тряскими аллюрами, потому что привыкли зажимать спины под резким плюханьем учеников; часто не желают правильно реагировать на действия всадника, а при виде хлыста или бича в руках тренера, элегантным движением отправляют всадника в самостоятельный полёт.
Если есть желание действительно научиться ездить на лошади, а не телепаться как-нибудь в конном походе, то к выбору тренера и места обучения нужно подойти ответственно. Ездить по разным клубам, смотреть, пробовать. Спортивные регалии тренера ни о чём не говорят. Как уже писал выше, спортсмен может отлично выступать, но доступно объяснить ученикам, как он этого добился – увы!
Многие ученики обиженно пишут, что тренер на них постоянно орёт, что занижает их самооценку и бла-бла-бла. Скажу честно, у меня был опыт обучения разных людей: от потока новой информации и новых ощущений мозг у многих отключатся и иного способа, достучаться до человека, иногда, просто нет. Второй момент – дисциплина. Всё что говорит делать или не делать тренер – для всадника закон. На занятиях очень часто случаются опасные ситуации. Поверьте, люди, которые учат начинающих всадников многое повидали на своём веку, и если тренер видит назревающую опасную ситуацию, и полный игнор со стороны всадника, то многоэтажный мат – это исключительно из благих намерений. И лучше быть обруганным, чем с пробитой конским копытом головой. Если вы чувствуете, что не доверяете своему тренеру, боитесь лошади, на которой вас учат – ничего хорошего не выйдет. Даже если клуб находится в двух шагах от вашего дома и занятия там в 2 раза дешевле, чем в других местах – поверьте, оно того не стоит. Это не тот случай, когда нужно гоняться за дешевизной.
Если есть возможность сразу брать индивидуальные занятия на выезженной лошади с грамотным тренером – это лучший вариант. В этом случае вам сразу поставят правильную посадку и не будет ситуации, когда во время занятий придётся постоянно пересиливать свой страх, что лошадь сейчас понесёт, высадит или будет издеваться над вами, прикидываясь бешеной, слепой, глухой и хромой одновременно. Переучиваться потом будет очень сложно, а многие «дурацкие» привычки закрепляются, к сожалению, очень надолго.
На фото Вепрь и моя дочь нашли общий язык и доверяют друг другу — обоим тут по 4 года.
В заключении, ещё один совет для родителей, которые вдруг захотели отдать своего ребёнка в школу верховой езды. Если у ребёнка нет искреннего желания и интереса к лошадям, а это исключительно ваш выбор «для всестороннего» развития, как иностранный язык, рисование, плавание и п., то не стоит этого делать. Если человек не хочет учиться сам, никакой тренер здесь не поможет. Как и каждый «конеотец» я, конечно же, практически с пелёнок пытался затащить дочь на лошадь. Но все мои усилия были тщетны, пока она достаточно не выросла, и сама не осознала, что действительно хочет возиться с лошадью и учиться ездить верхом. Когда у человека есть желание и цель – обучение идёт семимильными шагами.